Дмитрий, здравствуйте! Дмитрий, неприкрытый прагматизм даже в отношениях между людьми всегда настораживает и отвращает. Но уж практиковать его при попытках обратиться к Богу совсем нелепо — подумайте, можно ли рассматривать Творца всей Вселенной и человека в качестве младшего партнера на побегушках? Уместно ли простраивать взаимоотношения с Богом по принципу: «Я Тебе, так и быть, помолюсь, потрачу минут десять своего драгоценного времени и толику внимания, но и Ты уж мне обеспечь деньги, успех в бизнесе!»?
Сразу вспоминается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» и «вздурившаяся» старуха, возжелавшая, чтобы сама золотая рыбка служила ей и была у нее на посылках. Разбитое корыто, у которого в итоге оказалась сварливая баба, отнюдь не поэтическая выдумка Александра Сергеевича, а метафора, иллюстрирующая духовный закон: в мире существует иерархия и не чувствовать ее — признак не просто отсутствия ума, а ослепления безумием.
Кроме того, Дмитрий, деньги с момента их появления так легко становились для людей идолом, фетишем, кумиром, что сама формулировка «молитва о деньгах» содержит в себе изъян. Получается, в молитве Богу мы просим Его, чтобы Он даровал нам псевдобожка — золотого тельца. Абсурд, и мы к этому моменту еще вернемся.
И все же, как ни странно, в молитвословах есть целый раздел, посвященный пусть и не прямо деньгам, но прошениям к Богу и Богородице о даровании благоденствия. А еще молитвы, которые наши предки читали, испрашивая благословение на урожай, страшась голода, потери работы, когда пребывали в тревоге за будущее, желая, чтобы покров Божий пребывал над домом. Да, человеку, который с Богом, ничто не страшно. Великий русский святой Амвросий Оптинский учил, что жить на земле надо подобно тому, как колесо вертится: колесо «чуть только одной точкой коснется земли, так остальными непременно стремится вверх, а мы, как заляжем, так и встать не можем».
Но человек телесен, и даже главная наша молитва, так называемая Господня молитва «Отче наш», единственная молитва, данная нам Самим Христом, содержит прошение о хлебе насущном. «… хлеб наш насущный дай нам на сей день». Хлеб — основа жизни, и, конечно, под словами «хлеб наш насущный» здесь подразумевается не только пища земная, но и духовная. И обучая нас, людей, тому, как можно и должно молиться, объясняя, что именно мы можем просить у Бога, Господь показывает: Он не проходит мимо наших земных нужд. Он не только призывает нас принять Его волю, Его Царство – «Отче наш, сущий на небесах! да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе», но и подтверждает: до тех пор, пока мы живем в этом мире, нам необходимо пропитание. Значит, об этом можно и должно молиться, и Господь не замедлит прийти нам на помощь.
Кстати, дальше в молитве «Отче наш» сформулировано условие, при котором Господь услышит нашу просьбу: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», а затем: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». То есть просить милости у Господа, если в твоем сердце не нашлось милосердия к ближним, если оно полно отравы обиды и неприязни к другим людям, бесполезно. Причем в молитве дана и мера прощения: «прости нам долги наши, КАК и мы прощаем должников наших». То есть насколько в нас велико милосердие, настолько и мы будем помилованы. Значит, приступать с прошением к Богу можно, только изгнав из своего сердца темень обид, неприязни, зависти и злобы.
Теперь про то, как быть с моментом: «Ты мне, я Тебе»? И тут важно понимать: молитва — это ни в коем случае не магический заговор. Если в нас живет установка «дашь на дашь», ничего путного из такого моления не выйдет. Господь Сам знает, что дать человеку, что ему будет полезно, а что нет, поэтому до того, как мы начинаем просить: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», в молитве есть строчки – «да будет воля Твоя». Не наши всевозможные желания и постыдный торг с Богом, а покорность Его воле — покорность сыновья по отношению к Отцу (вспомним, что молитва начинается словами обращения: «Отче наш»). Но когда мы говорим, что Господь Сам знает, что нам дать, означает ли это, что мы не можем Его просить? В той же Нагорной проповеди, в которой Иисус научил людей, как молиться, дав нам «Отче наш», звучат и такие слова: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
И тут самое время объяснить, почему моление к Богу о том, чтобы Он даровал нам даже не золотого тельца — идола древних, а цветные кусочки резанной бумаги, которым принято поклоняться сегодня, абсурдно. Давайте вспомним, какими прошениями заканчивается «Отче наш»: после слов «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» идет крайне важное: «и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Искушение, от слова искус, то есть соблазн — это испытание, своего рода проверка человека на склонность ко греху, предложение совершить грех. Как писал святитель Тихон Задонский, словами «не введи нас во искушение», мы молим Бога, чтобы Он Своею благодатью сохранил нас от искушения мира, плоти и диавола. И хотя невозможно прожить не искушаясь, впадая во искушения, мы о том и просим, чтобы Бог не попустил нам быть этими искушениями побежденными, но, напротив, помог бы нам их преодолеть и победить. А просьба «избавь нас от лукавого» — это усиление и уточнение просьбы «и не введи нас во искушение». Молиться деньгам и есть искус лукавого, внушающего, что мамона — божок богатства — главнее Господа. Стоит ли объяснять, сколь опасно такое заблуждение?
Loading…
Но как же быть? Как жить, если в какой-то миг твоя жизнь, жизнь твоих детей и близких стала остро зависеть от денег? Повторюсь, у нас есть молитвы с прошениями о благоденствии. Есть святые, которым молятся в бедности и нужде, о них мы поговорим в следующий раз, а пока я расскажу об иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», написанной по благословению знаменитого старца Амвросия Оптинского. Имя «Спорительница» происходит от слова «спорить» кому-то или чему-то, что по Далю означает «способствовать, улучшать, удобрять». «Спорительница хлебов» — Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного.
Вот что читаем в жизнеописании оптинского старца Амвросия, датируемом 1900 годом: «…первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам старца пред святою иконою, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины, хлеб родился… «Спорительница хлебов» помогла. В следующее затем лето, уже по кончине Старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода».
Дмитрий, я не случайно сегодня разбирала Господню молитву «Отче наш», она ключ к пониманию, как и о чем можно просить Бога. А теперь вчитайтесь в слова молитвы, обращенные к чудотворной иконе, и помните: с отмычкою в руках в Царствие Божие не войти.
Молитва к иконе «Спорительница хлебов»
О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших: Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и Всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Источник: